ЭКСПЕДИЦИЯ ПО ПОИСКУ ЗАТЕРЯННОГО В ГОРАХ, ПЕЩЕРНОГО МОНАСТЫРЯ СЕКТЫ "ХЛЫСТОВ"

 
Экспедицию эту мы готовили довольно долго. А все из за того, что в открытом доступе нет информации о настоящем месте расположения монастыря. Есть много писанины о нем, но касается она в основном военного и послевоенного периода. О взятии штурмом дезертиров или предаталей родины (достоверно неизвестно) прятавшихся там и о ссылке на каторгу обитателей, за укрывательство. О подрыве входа бригадой НКВД и взятии измором укрывавшихся. Многие заметки намеренно уводят в сторону, навязчиво пестря указаниями "Монастырь на Издаре", "Монастырь на Сарай-Горе" и т.п. Сразу оговоримся, Издара и Сарай-гора это два названия одной горы, высшей точки лесистого хребта. И интересующий нас объект находится вовсе не там. А на Сарай-горе, куда приводят все эти "вбросы" как будто намеренные, нет совершенно ничего интересного, если не считать видов.
Как мы поняли где искать? В одном описании событий военного времени промелькнуло упоминание речки, текущей внизу отвесной скалы, в которой и вырублены пещеры. Метрах в ста внизу.
Теперь немного предыстории:
Году в 1895-м, в слободе Нальчик объявился человек. Его звали Михаил. Он ходил, разговаривал с людьми и что то проповедовал. Скоро про него знали уже все жители слободы, между собой его прозвали Михаил - провидец. А через короткое время он вдруг исчез. А как выяснилось вместе с ним исчезли и некоторые горожане.
Еще через какое то время, некоторые из исчезнувших объявились вновь. Они рассказывали о том, что Михаил увел их из города за спасением души и праведной жизнью. Они бросили все имущество, семьи и всю свою жизнь в Нальчике вырыли пещеры в глинистой горе над пропастью и поселились там. Михаил держал их в жестких рукавицах и ежедневно им предписывалось "умерщвлять плоть свою", бить и истязать самих себя хлыстами. Те, кто вернулся, просто не выдержали такого "спасения"...
"Михаиловцы" жили в пещерах достаточно долго. В одном источнике есть упоминание тропы из Нальчика к монастырю. На деревьях вдоль этой тропы сектанты вырезали кресты, чтобы не заблудиться. Они приходили иногда в город, закупали какие то товары и на ослах везли в свой "монастырь". Даже есть описание пещер, где говорится о том, что в самом первом помещении располагались ослы и склад.
В следующий раз монастырь упоминается в годы Великой Отчественной Войны. Партизанский отряд, состоящий из местных жителей и воюющий против Красной Армии, нашел там убежище. Войска НКВД окружили монастрырь, подорвали вход и просто взяли измором обитателей. Предателей расстреляли тут же в лесу, а сектантов куда то сослали за укрывательство.
Еще есть упоминания от шестидесятых годов о неких женщинах монахинях проживающих там и убегающих при виде людей. Далее в семидесятые упоминается некий одинокий монах-отшельник продающий деревянные кресты редким туристам любителям походов и проходивших неподалеку от монастыря.
Еще через несколько лет был замечен неподалеку некий священник, везший на бричке что то, очень напоминающее человеческое тело, завернутое в мешковину. А на монастырском кладбище появилась свежая могила. И все, упоминания обрываются...


И вот, выбрав подходящую погоду в один из теплых октябрьских дней, мы снарядили наш внедорожник и отправились в путь. В сторону ущелья Хео

Хотя воды в реке было очень мало и ехать прямо по руслу достаточно легко, в просеках стояли болота. Можно было бы и объехать, но осеннее ущелье было настолько красиво, а фоткать из машины настолько неудобно, что мы заехали в заросли, замаскировали внедорожник и дальше пошли пешком. Идти предстояло восемь километров.