Назад к списку

Легенда об Эльбрусской Деве

•Рассказ смотрителя «Приюта одиннадцати»: Странные вещи в горах случаются то и дело, особенно в непогоду... Смотришь на пламя свечи - а когда ночью один, движок не завожу, экономлю, - и...  Не поверите, но как-то всю ночь отчетливо слышал немецкую речь и топот сапог на нижних этажах - кто-то наигрывал на губной гармошке... "Мистика, - усмехнетесь вы, - слуховые галлюцинации..." Интересно, мог ли я слышать немецкую речь, если б не знал, что в 1942 году здесь хозяйничали фашистские горные егеря дивизии "Эдельвейс"?  Я гляжу на пламя свечи и вспоминаю тех, кто на моей памяти ушел на вершину Эльбруса и не вернулся... Слышу, как хлопает внизу входная дверь, как скрипят ступени лестницы... вот шаги замирают перед дверью... Жду до рассвета, но они так и не решаются войти...

•Легенда гласит, что в одно прекрасное утро в ауле Урусбиево, что в Баксанском ущелье, появилась группа иноземных альпинистов. А был сенокос и все местные мужчины находились на альпийских лугах. Во время сенокоса день год кормит.Пришельцы уже отчаялись найти проводника, но им повезло: первым с гор спустился юноша, который согласился, за вознаграждение их сопровождать. Когда они достигли середины горы, началась пурга. Решили было возвращаться... Но юноша пошел к вершине один - и не вернулся. Его долго искали, но так и не нашли. Когда путешественники дошли до аула и рассказали об исчезновении юноши, возлюбленная бедного парня как была в легкой светлой одежде, так и побежала на гору.. Поднялась на Минги-Тау (так называют Эльбрус балкарцы) и больше ее не видели... Говорят, что встреча с ней на снежных склонах предвещает беду.

•Рассказ смотрителя «Приюта одиннадцати»: -...То, о чем хочу рассказать, случилось, если не ошибаюсь, в 1974 году. Весной. Я работал на базе МГУ на поляне Азау, у подножия Эльбруса. Вдвоем с начальником группы - старшим инженером Севой - сооружали мы поворотные щиты, используемые при моделировании снежных лавин. По мере сил помогали романтически настроенная девушка Лара и прилетевшая в гости Севина приятельница Лина. Ради нее он и решил организовать поход к Приюту Одиннадцати, со спуском на лыжах с высоты 4200 м до поляны Азау. Затея мне не очень понравилась: апрель, погода неустойчивая, можно подрезать лавину.Уже на пешей части пути Лина начала отставать. Погода испортилась, посыпала мелкая снежная крупа. На станции "Мир" из-за протеста Севы ночевать не остались. Я хорошо знал путь к Приюту, был уверен в своих силах, и мы пошли, хотя я понимал, что делать этого не следует.Мы с Ларой прокладывали дорогу, чтобы друзья шли по нашим следам. Трижды, как в наваждении, принимали за Приют большие камни, которых я раньше не замечал. Кажется, заблудились. Началась пурга... Я рванулся вверх и вдруг, при вспышке молнии, разглядел серебристый контур Приюта, но почему-то слева. Через мгновение он вновь скрылся в душном липком тумане. Какая странная погода... Смутное беспокойство охватило меня.И тут я увидел фигуру в плаще-серебрянке. Человек спускался наперерез, не обращая на меня никакого внимания. Не слепой же он. Я двинулся навстречу, заслоняясь от летящего в лицо снега.Пути наши пересеклись, и мы остановились метрах в трех друг от друга. Я поднял глаза и почувствовал, что волосы на голове зашевелились, меня начал бить сильный озноб.Женщина в чем-то серебристом и прозрачном, ниспадавшем до босых ступней, смотрела прямо в лицо, и я не мог отвести взгляда от этих гипнотизирующих глаз. Начисто забыл, кто я, где я... Уж не владел собой.Неожиданно кто-то тронул меня за руку.•Я вздрогнул и обернулся. Это была Лара. Когда же снова повернул голову, никакой женщины в белоъм не было.- Видела что-нибудь?- Нет."Черт-те что, - подумал я, - а ведь это была Эльбрусская дева. Если бы не Ларка..."

Зимовщика, однако, не покидало желание разобраться, куда же их занесло. Утром, несмотря на бушевавшую ночью пургу, следы еще можно было различить. Оказывается, вчера они с Ларой не дошли до Приюта каких-то 200 метров. Следы вели влево, прямо на крутые ледовые сбросы. Здесь никогда не ходили. "Мой след оканчивался в трех шагах от обрыва. Ох и лететь бы мне...