Назад к списку

Поиск затерянного пещерного "монастыря" сектантов в горах

Экспедицию эту мы с другом готовили довольно долго. А все из-за того, что в открытом доступе нет информации о настоящем месте расположения объекта. Есть много упоминаний о нем, но касаются они в основном военного и послевоенного периода.

О взятии штурмом неких дезертиров, прятавшихся там и о ссылке на каторгу обитателей, за укрывательство. О подрыве входа бригадой НКВД и о взятии измором укрывавшихся. Многие заметки чуть ли не намеренно уводят в сторону, навязчиво пестря указаниями "Монастырь на Издаре", "Монастырь на Сарай-Горе" и т.п. Для ясности: Издара и Сарай-гора это два названия одной горы, высшей точки лесистого хребта. И интересующий нас объект находится вовсе не там. А на Сарай-горе, куда приводят все эти заметки, нет совершенно ничего интересного, если не считать классных видов. Как я, в итоге, догадался где искать? В одном описании событий военного времени промелькнуло упоминание реки, текущей внизу отвесной скалы, в которой и вырублены пещеры. Метрах в ста внизу.

Впоследствии я нашел это самое место. Вот оно:

Теперь немного предыстории:Году примерно в 1895-м, в слободе Нальчик объявился некий загадочный человек. Звали его Михаил, у него не было определенного рода занятий. Как и места жительства. Он ходил, разговаривал с людьми, что-то проповедовал. Скоро про него знали уже все жители слободы. Некоторые прониклись его проповедями и ходили за ним следом. Прозвали его Михаил - провидец. А еще через короткое время он вдруг исчез. А вместе с ним исчезли и некоторые горожане.Впрочем, кое-кто из пропавших людей вскоре объявился вновь. Они рассказывали о том, что Михаил увел их из города за праведной жизнью и спасением души. Ради спасения они бросили все имущество, кто-то семьи и всю свою жизнь в Нальчике вырыли пещеры в глинистой горе над пропастью. Кроме весьма экзотического быта ими упоминались и сексуальные оргии. Чувствительные наказания за провинности, кнуты. Те, кто вернулся, просто не выдержали такого "спасения"...

"Михаиловцы" жили в пещерах достаточно долго. В одном источнике есть упоминание тропы из Нальчика к монастырю. На деревьях вдоль этой тропы сектанты, а именно ими они и являлись, вырезали кресты, чтобы не заблудиться. Они приходили иногда в город, закупали какие-то товары и на ослах везли в свой "монастырь". Даже есть описание пещер, где говорится о том, что в самом первом помещении располагались ослы и склад.

В следующий раз объект упоминается в годы Великой Отечественной Войны. Партизанский отряд, состоящий из местных жителей и воюющий против Красной Армии, нашел там убежище. Войска НКВД окружили «монастырь», подорвали вход и просто взяли измором обитателей. Предателей расстреляли тут же в лесу, а сектантов куда-то сослали за укрывательство.Еще есть упоминания от шестидесятых годов о неких женщинах монахинях проживающих там и убегающих при виде людей. Далее в семидесятые упоминается некий одинокий монах-отшельник продающий деревянные кресты редким туристам любителям походов и проходивших неподалеку от монастыря.Еще через несколько лет был замечен некий священник, везший на бричке, что-то, очень напоминающее человеческое тело, завернутое в мешковину. А на монастырском кладбище, что наверху холма, над «монастырем» появилась свежая могила. И все, упоминания обрываются...

И вот, выбрав подходящую погоду в один из теплых октябрьских дней, мы снарядили наш экспедиционный внедорожник и отправились в путь. В сторону ущелья Хео.Речка Хео протекает у подножия горы Издара и в ее русле есть несколько мест, где подмытый водой глинистый берег вздымается вертикально на добрую сотню метров. Мимолетный намек, проскользнувший в отчете НКВД в виде описанного вида из окна, яркой вспышкой озарил мой замученный поисками мозг. Ну какая речка на вершине горы? Конечно искать нужно у подножия в русле одной из рек. Больше всего подходит Хео. Там самые непролазные дебри. Если секта искала уединения от людей, то искать нужно там, где труднее всего.

Еще на подступах к ущелью Хео, но уже вдали от цивилизации нам встретилось первое препятствие. В виде железного шлагбаума, перегораживающего дорогу в таком месте, где его никак не объедешь. И закрытого на внушительный амбарный замок. Мы думали не долго, вокруг шлагбаума не было ни знака, ни таблички, никаких пояснений. Мы поняли сразу – либо черные лесорубы свою делянку оберегают, либо просто какой-то умник решил застолбить себе место для отдыха. Поэтому мы просто привязали к нему трос и вывернули его вместе с основанием. На свою же беду сварен он оказался хорошо. И поехали дальше. Мы еще не знали, что этот шлагбаум нам еще аукнется и еще и как. Знак возле шлагбаума стоял, но он упал в траву и мы тогда его не заметили. В блаженном неведении мы заезжали в зону, куда настрого запрещено заезжать.

Воды в реке было очень мало. Ведь стоял октябрь. А октябрь в наших краях –это теплый и самый красивый месяц. С самой стабильной и предсказуемой погодой. Когда неделями с утра до вечера стоит ясная погода. А тем временем в верховьях гор октябрь месяц холодный и предзимний. Уже вовсю по ночам выпадает снег, а главное, совершенно перестают таять ледники. Вода в реках очищается, становится немного лазурной и маленькие речки с мелодичным и безобидным журчанием текут внутри своих русел, в которых бы поместилась Волга, вызывая недоумение у осенних туристов. Вот такое мы и нашли Хео в тот день. Дороги там в ущелье нет и ехать нужно то по лесу, то прям по руслу речки, когда каньон сужается. Мы проехали не более трех километров, когда наткнулись на болото. Шириной не больше шести метров, но форсировать не решились. Помочь вытащить тяжелую машину тут некому и самим вдвоем не справится.Загнав на неприметную полянку и немного замаскировав ветками, мы оставили машину и пошли дальше пешком.

Хорошо, что я взял с собой верёвку. Когда мы переобувались в резиновые сапоги и упаковывали рюкзаки, я бросил взгляд на канат. Он всегда лежит в нашем эспедиционнике. Толстый, крепкий и длиной 30 метров. Он не лёгкий, но я все таки приторочил его к рюкзаку, на всякий случай. Оказалось не зря. Без него нам ни за что бы не попасть внутрь. Но не будем забегать вперёд.Идти нам предстояло 8 километров. По настоящему "затерянному миру". Мы видели большие морские ракушки вымытые водой из камней, мы видели грибы-переростки, высотой до колена. А ещё мы видели много следов. Кабанов, волков и даже медведя.

Идти пришлось также, как и ехать, то есть, то по лесу, среди деревьев, то прям по речке, так как каньон сужался до двух отвесных берегов. Наши резиновые сапоги наполнились водой очень быстро, но все же давали некий непредвиденный вид комфорта. Заключавшийся в том, что ледяная вода реки в них нагрелась и ногам стало тепло.То мрачный лес, то красивейшие скальные обрывы. Время от времени мы останавливались и доставали фотоаппараты не в силах сопротивляться.

Шли мы по компасу, я взял с собой адрияновский.

Достал его по случаю с армейского склада, так как купить такой в наши дни невозможно. Разработанный в СССР для нужд артиллерии, а именно наведения орудий, отличается совершенно непревзойденной точностью. Точку прикинул на карте и рассчитал общую траекторию от самого первого съезда с дороги. Один раз пришлось подниматься на высокую горку, чтобы осмотреться. Ничего из этого не вышло, лес на горке был такой же густой, как и внизу.Трижды попадались подходящие места и мы очень внимательно их осматривали. Не находя никаких намеков на пребывание человека. Но вот в один момент, река вильнула вправо и прямо перед нами предстал высокий обрывистый берег. В котором вряд были пробиты одинаковые круглые отверстия.

Никаких сомнений, это он, тот самый "монастырь" сектантов из летописей.Какое-то время мы думали о том, как попасть внутрь. Никаких сомнений, нужно идти дальше, найти место по которому будет возможно подняться на этот обрыв сверху и уже там осмотреться. Попасть туда снизу точно невозможно. Мы пошли дальше по руслу реки. Расчет оказался верным, мы скоро нашли подъем не круче 45 поросший деревьями и кустарником. Можно было подняться цепляясь за ветки.

Оказавшись наверху, прямо на "крыше" этих пещер мы осмотрелись в поисках способа попасть внутрь и натурально накатила дрожь. Все правда!Далеко, над пропастью в скале расщелина. Никаких сомнений, что это вход. Просто больше ему быть негде. Но подхода туда нет. Огромная воронка и старая-старая осыпь. Я как будто увидел события военных лет. Дезертиры укрылись внутри, остатки михаиловцев с ними. Я не думаю, что они их укрывали, уверен сектантов никто и не спрашивал. Рядом засела вышедшая на след и обнаружившая убежище дивизия НКВД. Командир не собирается терять людей штурмуя пещеры, это ни к чему. Подорвав подход он ждёт. У осажденных просто кончится вода и они выйдут сами.

Все правда. Конечно правда, какие основания сомневаться во всех тех исторических записях. Но все же это пробирает, когда находишь все это сам. Нет никакого безопасного способа попасть внутрь. Вот тут и пригодилась веревка. Напарник вдвое легче меня, мы обвязали его за пояс одним концом, а второй привязали к толстому дереву. Он пошел по боковому уклону, градусов в 60, из мягкого грунта, посыпанного осенними листьями. Который заканчивался стометровым обрывом. Я потихоньку травил за ним канат. В случае срыва, он повиснет на мне. Если и я не удержусь - повиснем на дереве. Опасно, никому не советую это повторять.

Никто не сорвался, он легко и быстро достиг уступа с расщелиной и корявым деревом. Отвязал канат и привязал к этому дереву. Я перешёл, держась за "перила" и вот мы у входа. Что ждёт нас там внутри?

Внутри нас ждали, в первую очередь летучие мыши. В таком узком и темном проходе они пришлись как нельзя более кстати. Но мы стойко выдержали этот натиск. Когда писк и метания утихли, мы двинулись дальше. Наверное нелегко копать целый жилой комплекс в глине, но все же можно было сделать тоннели чуточку пошире и повыше. Арочные проходы я задавал обоими плечами и головой. Вправо от этого тоннеля отходят комнаты, их окна и видно снизу. В одной комнате стена разрушалась полностью, так что вместо окна зияет большая дыра.

Но ещё страшнее то, что через все левые комнаты проходит одна большая трещина. Она проходит по входам в комнаты, так что заходя в каждую, ее нужно переступать. Пласт глины потихоньку отходит и когда-то рухнет вниз. Безусловно, этому способствовало рытьё тоннелей в рыхлой глине. Когда он упадет, точно сказать невозможно, но лучше в это время находится как можно дальше отсюда. В общем заходить в эти комнаты уже тоже небезопасно, даже со своим крохотным весом можно стать той самой соломинкой.

Мы отсняли внутри побольше материала, понимая, что больше сюда не вернёмся. Я оставлю координаты места, но с пометкой о крайней степени опасности. Мы выбрались наружу и благополучно перебрались обратно наверх обрыва. Обратная дорога далась уже тяжело, все же мы здорово устали. Дойдя до машины мы думали, что наши приключения закончились. Мы высушили ноги, переоделись, сварили кофе, перекусили. А потом, устроившись поудобнее в уютном, обшитом деревом салоне эспедиционника, покатили обратно, делясь впечатлениями.

И так продолжалось до самого вывернутого шлагбаума, где нас уже ждали. Пятеро. Мы вывернули шлагбаум, преграждающий путь в государственный заказник, где запрещено движение на автомобиле. Егеря нам очень доходчиво все объяснили, когда стихли страсти и мы все успокоились. Сначала же, по местной традиции, мы немного передрались. Начни егеря с главного и представься госслужащими, а не "Э! Это ты шлагбаум сломал? Я тебя там то видел, ты нетрадиционной ориентации" Мы бы тоже вели себя прилично. В общем, разобравшись наконец, что к чему мы все помирились и принялись варить кофе. Теперь торопиться было некуда, так как один из егерей в заварухе, успел вызвать полицию. Пока они сюда доберутся, пройдет не меньше часа. Этот час мы в подробностях рассказывали мужикам о дороге и состоянии монастыря. Егеря место, конечно, знали, на то они и егеря. А они нам рассказали некоторые подробности из истории, которых мы не знали. Наконец приехал участковый со стажером и здорово нам всем навешал. Мужикам за то, что позвонили не ему на мобильный, а на 02. Из-за чего и невозможно было отменить вызов. А нам за нарушение закона. Протокола нам не выписали, все пошли на мировую.Егеря нашли в траве знак и водрузили на место, от претензий отказались.Будете искать этот объект, помните, шлагбаум там стоит совершенно законно. Пешком идти можно, но машину перед ним придется оставить. Вы едете по реке, нанося ущерб природе.

Координаты "монастыря" 43.34562, 43.52986

Еще истории сайта "Эльбрус-Трек"

Расписание поездок в горы с "Эльбрус-Трек"

Фотоальбомы автора

Издара, монастырь на Издаре, Монастырь Хлыстов в Нальчике, Пещерный монастырь Кабардино-Балкария, Монастырь на Сарай-Горе